Наледи на зимниках в Якутии, или вмёрзшие исполины.

Наледи на зимниках в Якутии, или вмёрзшие исполины.
Наледи на зимниках в Якутии, или вмёрзшие исполины.
Наледи очень и очень опасны, с ними нужно быть предельно аккуратным и внимательным. Однако, зная лишь теорию, трудно представить себе такое явление в реальности.

Это владелец Камаза, вытаскивают его уже больше месяца.Даже при сильных отрицательных температурах на якутских реках бывает много воды вперемешку со льдом. На местном наречии это явление называется «тарын», русскоязычные же якуты используют слово «наледь». Суть такова: вода выплескивается или просачивается из-под толщи льда через трещины, это происходит из-за избыточного давления. Оказавшись на поверхности же, она очень быстро замерзает на воздухе. Если для легковых машин это не слишком опасно, то для тяжелых фур – весьма и весьма.
Первая провалившаяся фура которую мы встретили на зимнике.
Провалилась не сильно, ребята откапали её за неделю. На первом участке пути от Иркутска до Оймякона с наледями мы не сталкивались, хотя и оказывались на зимниках, порой, очень труднопроходимых. Самое интересное и опасное началось приблизительно после поселка Тополиное и дальше вплоть до самого Тикси. В полной мере мы осознали масштабы этого природного феномена, когда ехали по рекам Нельгесе и Адыча.
На обратном пути эту машину уже освободили из плена.Там мы впервые увидели главный кошмар местных дальнобойщиков – вмерзшие в лёд КамАЗы, один за одним они встречались на нашем пути. Некоторые из них мы смогли сфотографировать, пообщались с водителями.Одна фура вмерзла только чуть-чуть, льдом прихватило колёса. Когда мы встретили ее на обратном пути, ее уже почти освободили из плена.
А вот желтый КамАЗ, например, провалился под лед еще в январе. Уже больше двух месяцев водитель вынужден жить рядом с ним. К нему на помощь приехала бригада, они постепенно достают машину из-подо льда старым «дедовским» способом. Так когда-то вымораживали корабли, застрявшие во льдах северных морей и рек.
Все местные знают простую формулу, по которой удобно рассчитывать толщину промерзания воды. Если температура воздуха, допустим, -50 градусов, то толща воды промерзает примерно на 50 сантиметров за одну ночь. Если -20, то на 20 сантиметров, и так далее.
Выпиливают канавы. Следовательно, если в холодную погоду выпилить лед почти до самой воды, то за ночь река промерзнет в этом месте дальше, вглубь. И на следующий день можно пилить еще глубже, и так день за днем, пока машина не окажется на поверхности. Дальше машину цепляют тросом и резко сдергивают.Опасности при этом процессе две. Первую я уже упоминал: можно случайно пропилить лед до воды и всё тогда зальёт. Еще одна опасность – не успеть извлечь машину до ледохода. Тогда фуру просто сожмет и искорёжит льдинами, и восстановлению после этого она уже не подлежит.Мужики бьются за машины до последнего, потому что у многих это техника – личная. КамАЗ – это кормилец целой семьи, и каждый день водитель рискует его лишиться.
23:06
5764
Нет комментариев. Ваш будет первым!